Каменской Ревком.
1918 год. Разразилась гражданская война, и с самого ее начала станица Каменская оказалась в центре событий.
10 января 1918 г. в Каменской прошел знаменитый съезд казаков-фронтовиков - на котором появился на исторический свет Военно-революционный комитет. Данное событие высоко оценил В. И. Лениным. Известна радиограмма Ильича: "...На Дону 46 казачьих полков на съезде в станице Каменской объявили себя правительством, воюют с Калединым". Вскоре после этого ревкомовцы во главе с Ф. Подтелковым. объявили о создании на территории Войска Донского советской республики в составе федеративной советской России.
Видео. Фрагмент романа Михаила Шолохова "Тихий Дон".
На съезде присутствовали представители 21 полка, 4 артбатарей, отдельного батальона, всего 32 воинские части и подразделения. Съезд объявил правительство атамана Каледина низложенным, избрал Донревком из 15 человек во главе с Ф. Подтелковым и Михаилом Кривошлыковым.
Участники рев. событий в г.Каменске Сидят Е.Щаденко, Н.Тетеревятников, стоят М.Бувин, С.Кудинов
Важно отметить, что в станице еще до революции активно действовала подпольная партийная организация, возглавляемая членом партии с 1904 года Е. А. Щаденко. Организация каменских большевиков особенно проявила себя в 1917 году и в годы гражданской войны. Она многое сделала, чтобы казаки-фронтовики, отозванные с позиций атаманом Калединым для защиты контрреволюции, примкнули к большевикам, повернули оружие против Каледина.
Активная деятельность каменских большевиков сделала станицу одним из главных на Дону очагов борьбы с банд группами белых казаков.. Под их руководством были созданы красногвардейские отряды, сформированные из каменских рабочих, сельской бедноты Донецкого округа. Успешно вели агитацию многие наши коммунисты. Среди них особенно выделялся С. И. Кудинов. В короткий срок он завоевал непререкаемый авторитет и уважение казаков, солдат, рабочих, ремесленников.
Происходящие события положительно сказались на положении еще не окрепшего советского государства. Января 1918 и в последующие годы события на Дону с эпицентром станицы Каменской - являются одной из важных составляющих страниц истории гражданской войны...
Сохранившиеся приказы и оперативные сводки напоминают о том, что в девятнадцатом году у Каменской с белыми сражались отличившиеся в боях соединения, которыми командовали талантливые военачальники М. Н. Тухачевский, Р. П. Эйдеман, А.К. Степинь и другие. (последний покоится на площади Труда, одна из улиц Каменска носит его имя).
январь 1918г. Исторические события.
Съезд фронтового казачества в станице Каменской объявил о переходе власти в руки Военно-революционного комитета. Узнав об этом, Ленин сказал по радио: на Дону сорок шесть казачьих полков объявила себя правительством и воюют с Калединым. Казаки-фронтовики послали в Петроград, на Всероссийский съезд Советов своих делегатов. В Смольном их принял Ленин.
— Сотрите с лица земного врагов народа, выгоните Каледина из Новочеркасска... — призывал казаков Всероссийский съезд Советов.
На другой день после съезда в Каменской в станицу прибыл, по приказу Каледина, 10-й Донской казачий полк, — арестовать всех участников съезда и обезоружить наиболее революционные казачьи части.
На станции в это время был митинг. Огромнейшая толпа казаков бурлила, по-разному реагируя на речь оратора.
Поднявшийся на трибуну Подтелков говорил:
— Отцы и братья, я ни в какую партию не записан и не большевик. Я стремлюсь только к одному: к справедливости, к счастью, братскому союзу всех трудящихся, так, чтобы не было никакого гнета, чтобы не было кулаков, буржуев и богачей, чтобы всем свободно и привольно жилось... Большевики этого добиваются и за это борются. Большевики — это рабочие, такие же трудящиеся, как и мы, казаки. Только рабочие-большевики сознательнее нашего: нас в темноте держали, а они в городах лучше нашего научились жизнь понимать. Выходит, значит, что и я большевик, хотя в партию большевиков и не записан.
Полк, выгрузившись, примкнул к митингу. Отборно рослые, вылощенные гундоровцы, наполовину составлявшие кадры полка, смешались с казаками других полков. В настроении их сейчас же произошел резкий перелом. На приказ командира полка о выполнении распоряжения Каледина казаки ответили отказом. Среди них началось брожение, как следствие усиленной агитации, которую развернули сторонники большевиков.
А в это время Каменскую трепала прифронтовая лихорадка: наскоро сбитые отряды казаков высылались на занятие и закрепление взятых станций, часто отходили эшелоны, отправлявшиеся по направлению Звереве — Лихая. В частях шли перевыборы командного состава. Под сурдинку уезжали из Каменской казаки, не желавшие войны. С запозданием явились делегаты от хуторов и станиц. На улицах замечалось небывало оживленное движение.
13 января в Каменскую прибыла для переговоров делегация от белого донского правительства, в составе председателя Войскового круга Агеева, членов Круга: Светозарова, Уланова, Карева, Бажелова и войскового старшины Кушнарева.
У вокзала встретила их густая толпа народа. Охрана из казаков лейб-гвардии Атаманского полка проводила прибывшихдоздания почтово-телеграфной конторы. Всю ночь происходило заседание членов Военно-революционного комитета совместно с прибывшей делегацией правительства.
От Военно-революционного комитета присутствовали семнадцать человек. Подтелков первый, отвечая на речь Агеева, обвинявшего Военно-революционный комитет в измене Дону и соглашении с большевиками, дал ему резкую отповедь. После выступали Кривошлыков, Лагутин. Речь войскового старшины Кушнарева неоднократно прерывалась криками сгрудившихся в коридоре казаков. Один из пулеметчиков от имени революционных казаков требовал ареста делегации.
Совещание не привело ни к каким результатам. Уже около двух часов ночи, когда стало ясно, что соглашение не может быть достигнуто, было принято предложение члена Войскового круга Карева о приезде в Новочеркасск делегации от Военно-революционного комитета для окончательного вырешения вопросов о власти.
Следом за уехавшей делегацией донского правительства в Новочеркасск отправились и представители Военно-революционного комитета во главе с Подтелковым. По общему выбору были делегированы: Подтелков, Кудинов, Кривошлыков, Лагутин, Скачков, Головачев и Минаев. Заложниками остались арестованные в Каменской офицеры Атаманского полка.