Поселок Лиховской, как населенный пункт возник с появлением станции Лихая в 1871 году. Было тогда двух и одноэтажных железнодорожных домов, расположенных возле вокзала, полтора-два десятка частных домов. Рабочие станции жили в бараках и полуземлянках. Название поселка и станции произошли от близлежащего казачьего хутора Лихой, который, в свою очередь, вероятнее всего, был назван от расположения на реке Лихая.
Вот описание станции Лихая Ю.В. ж.д. тех лет:
Потребовалось семь лет, чтобы построить второй путь от Лихой до Северо-Донецкой, а затем, уже в 1913 году, - до станции Каменская. Строительные работы велись самым примитивным способом.
Последний год уходящего XIX века – 1900-й был отмечен открытием ветки Царицын - Морозовская - Лихая, связавшей Волгу и восточный Донбасс. Годом раньше пущен в строй участок Царицын - Торговая (ныне Сальск) -Тихорецкая протяженностью более 500 км. К узловым станциям на территории области: Ростов, Миллерово, Зверево в 1900 г. добавилась ст. Лихая, ставшая в советское время одним из важнейших транспортных узлов региона. Благодаря этому строительству быстро росли пристанционные поселки. К железнодорожным станциям сходились почтовые тракты, и доставлялся хлеб из окрестностей...
Лихая в составе Украины - 1920-1924гг.
В 1920 г. некоторые территории бывшей Области Войска Донского - включая станцию Лихая и Каменск (тогда еще станица Каменская) были переданны в состав УССР и подчинялись непосредственно Луганску. В 1924 году большинство из них вернули обратно в Российскую Федерацию - это восток Донецкого бассейна с городами Каменск и Шахты, а также Таганрог с районом. Но часть территории области Войска Донского осталась в составе Украины. Остался в ней и практически весь Донбасс.
Ростов от Каменска находится значительно дальше, чем украинский областной центр Ворошиловград (Луганск), и в советские годы лиховчане и каменчане предпочитали при случае ездить за покупками и развлечениями в УССР.
Фото. 1939 год. Актив исполнительного комитета Зверевского района и Лиховского поссовета.
До 1963 года поселок Лиховской входил в состав Зверевского района, имел статус посёлка городского типа. С 1963 года в составе города Каменска-Шахтинского. В 2005 году получил статус микрорайона.
Растянулся на 5 километров по обе стороны железной дороги вокруг станции Лихой. Численность населения на 2010 г. составляла 15300 человек, 6000 работающих, из них 5300 на предприятиях Лиховского железнодорожного узла.
Жилой фонд: 2300 квартир, 3000 частных домовладений.
Сейчас в микрорайоне Лиховском действуют: Дворец культуры Железнодорожников — построенный еще в 1937 году, плавательный бассейн, открытый в 1974 году; две средних школы (№ 17, № 18) и одна неполная (девятилетняя) школа (№ 20), а также техникум железнодорожного транспорта, филиал РГУПС; детская музыкальная школа; четыре детских сада. В микрорайоне есть два парка: Парк Победы и Парк Железнодорожников.
Больше фотографий в альбоме:
Лихая. Парк ДК Железнодорожников. 1940 - 1991гг.
Утраченная история.
Помимо прочего в историческом недавнем прошлом в поселке Лиховского были: стадион «Локомотив», дом детского технического творчества, два кинотеатра «Родина», «Спутник»; школа-интернат, еще школа № 35, узловая железнодорожная и районная больницы; три библиотеки — взрослая, детская, техническая.
Важно отметить, всё что возводилось, строилось, финансировалось на станции Лихая — благодаря руководству Юго-Восточной железной дороги.
После окончания войны - первый начальник вокзала станции Лихая (1944-1951). Потомственный железнодорожник. Участник Великой Отечественной Войны.
Известные люди.
Среди бывших лиховчан есть известные люди страны:
актер сериалов Георгий Тесля-Герасимов;
летчик-испытатель. Герой Советского Союза Н. Ф. Садовников;
Герой Социалистического Труда В. А. Шаповалов;
генерал-майор В. Третьяк,
генерал Александр Иванович Бурцев - начальник Курганского пограничного института ФСБ России;
Виктор Федорович Федоров,- доктор медицинских наук, профессор (по совместительству) трёх ведущих вузов страны: МФТИ, РУДН и РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Все они являются выпускниками школы № 34 (17).
Станция Лихая в вехах истории. Факты. События. Исторические сведения.
Лихая — узловая станция Северокавказской железной дороги. Имеет четыре направления: на Ростов, Воронеж, Дебальцево, Волгоград. Растояние до Москвы 1061 километр, до Ростова-на-Дону — 150.
Дата рождения станции — 28 ноября 1871 года, когда было открыто движение поездов из Воронежа до Ростова-на-Дону. За сутки тогда отправлялось два-три поезда. Имелся небольшой деревянный вокзал, 8 путей, депо, вмещающее один паровоз, погрузочная стенка, где грузили уголь. Строило станцию и дорогу акционерное общество Юго-Восточной железной дороги.
На север от Лихой участок был однопутным. Потребовалось 7 лет , чтобы построить путь от Лихой до Северо-Донецкой, а затем уже в 1913 году до станции Каменской.
В начале 20-х годов одна часть Лиховского узла относилась к Северо-Донецкой железной дороги, другая — Юго-Восточной. В 1924 году Лиховской узел полностью отошел к ЮВЖД.
В 1946 году было образовано Лиховское отделение дороги.
30 декабря 1962 года в Лихую пришел первый поезд из Ростова-на-Дону, ведомый электровозом.
В 1987 году — станция Лихая передана Северо-Кавказской железной дороге.
В 2001 году — лиховское отделение дороги ликвидировано, а станция Лихая присоединена к Ростовскому СКЖД.
В конце 1990-х годов был разобран участок железнодорожных путей Лихая — Изварино.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ:
Лихая в годы войны.
Фильм. К 135-летию станции Лихая. 2006 год.
Более подробно о истории поселка, интересных фактах, событиях, людях в > информационном разделе о мкр. Лиховском.
Рекомендуем к просмотру:
>> Станция Лихая на старых фото.