Крушение поездов. Забытые катастрофы в истории России.
13 января 1892 года и 21 сентября 1916г года - случились железнодорожные катастрофы, о которых до недавнего времени не было известно.
"Листая старую газету".
В 2 часа ночи на 13 января 1892 года, не доезжая двух вёрст до станции Лихая, Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги (к.в.р.ж.д.), пассажирский поезд № 1 наскочил на впереди идущий товарный поезд и разбил шесть порожних вагонов. Сильно повреждён паровоз, в котором сбило трубу, будку и сорвало всю переднюю часть, так что в целости остался только тендер. Машинист Кобшталь и помощник его Куликов от сильного сотрясения были сброшены в правую сторону полотна в глубокий снег, причём первый отделался небольшим ушибом колена, а второй от падения перебил 4 ребра, сильно ушиб левую руку и рассёк левую скулу.
Пострадавшим немедленно подана была помощь находившимся в вагоне доктором Туроверовым и студентом Домовым. Старший кондуктор бригады Николаев был сброшен с площадки, но падением не причинил себе никакого вреда, а младший кондуктор, будучи сброшен, разбил левое колено. Пассажиры отделались только испугом. Удивительно, почему на стоящем впереди поезде не было никаких предохранительных огней, и вся поездная прислуга грелась около паровоза. Ровно в 4:30, то есть два с половиной часа спустя, из Каменской прибыл поезд с доктором и медикаментами, которые оказались излишними. Сейчас же было приступлено к очистке пути от обломков разбитых вагонов, и в 8:30 поезд двинулся по направлению к Ростову.
Причину столкновения выяснить следствие, но бригада обвиняет в этом телефониста, находившегося на телефонном посту, который сначала задержал поезд, а потом пустил его, не предупредив о том, что на пути находился товарный поезд № 101.
Газета «Приазовский край» № 4 от 14 января 1892 года.
21 сентября 1916 года на северодонецкой дороге, недалеко от станции ″Лихая″ произошло столкновение поездов, сопровождавшееся человеческими жертвами.
Один из очевидцев, И. М. Акатнов, сообщил нам следующие подробности этого несчастного случая.
Около 7 часов вечера на разъезд около 609 версты входил пассажирский поезд № 6.
Говорят, семафор в это время был закрыт. Насколько это верно – выяснит дознание. Известно только, что поезд шёл со скоростью 40 вёрст в час и, входя на пути разъезда, не сократил скорость хода. На путях разъезда в это время стоял балластно-товарный поезд, ждавший очереди отправления после отхода пассажирского.
На узком перроне разъезда толпилась группа пассажиров, человек 15-20, нетерпеливо поджидавших прибытия поезда № 6, на который ими были взяты проездные билеты. Едва поезд № 6 показался из-за семафора, как толпившиеся на перроне пассажиры шарахнулись в сторону, некоторые поспешно вбегали в здание разъезда: для всех было очевидно, что бешеный подход поезда несёт с собой несчастье.
И действительно. Прошло несколько секунд, и паровоз пассажирского поезда впился в паровоз балластного, раздался страшный треск. Послышались душу раздирающие крики о помощи, стон и плачь раненых.
Публика и станционное начальство бросились к месту катастрофы. Но едва они приступили к оказанию помощи пострадавшим, как над ″служебным″ вагоном пассажирского поезда начал взвиваться клубами дым, вскоре показалось пламя, быстро охватившее весь вагон.
В ″служебном″ вагоне, кроме поездной прислуги, находился железнодорожный контролёр. Обезумев от ужаса, он разбил окно, выпрыгнул на пути и с нечеловеческим криком бросился к зданию разъезда. Но, не добежав до последнего, свалился, как подкошенный на перроне и лишился чувств.
″Служебный″ вагон продолжал гореть. Пламя быстро разрасталось и огненные языки стали лизать уже багажный и соседний пассажирский вагоны. Машинисты обоих паровозов при столкновении получили серьёзные ранения и, для них потребовалась немедленная помощь. Тем не менее, изнывая от боли, машинист поезда № 6 Беловцев бросился к отцепке и разъединил остальные три пассажирских вагона от пылавших. От последних вскоре осталась лишь груда пепла и раскалённого железа. Из пассажиров пострадали 40 человек, получившие более или менее значительные ранения и ушибы. Раненые пассажиры доставлены на станцию ″Глубокая″. Машинист балластного поезда умер от полученных увечий. О катастрофе немедленно было сообщено на станцию ″Лихая″.
Газета «Приазовский край» № 253 от 25 сентября 1916 года.